Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Рыба-Пила, 42 - 8 января 2008 01:14

Все
Отредактировано:08.01.08 21:39
Славяне, крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков и общностью происхождения. -- Большая советская энциклопедия.
СЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ.
На основе письменных источников 6-12 вв., археологических и этнографических сведений выявляются некоторые черты древнеславянской мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейно-родовые культы предков - "родителей" (пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Общинные земледельческие культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.). К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (дух лисны - польск.), водяной (водник - чеш.), полевой дух - полудница (приполдница - лужицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В конце 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные. -- Большая советская энциклопедия: Славяне.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Высшие боги: Перун (гром и небо), Дажбог (солнце), Велес или Волос (хранитель стад). У балтийск. славян. Святовит, у чехов - Крок. Низшие духи: русалки, мавки, вилы, домовые. Души умерших скитаются до погребения, потом переселяются в рай, пекло или навье. Первые истуканы поставлены кн. Владимиром в Киеве. Ср. Срезневский, "Святилища и обряды языч. богослуж. древних слав." (1846); Соловьёв, "Очерк нравов и языч. религии слав." ("Арх. ист.-юрид. свед." Калачова, кн. 1); Фаминцин, "Божества древн. слав." (1884); Ганус Махал, "Накрес Слованскего баеслово" (Прага, 1891). -- Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Славянская мифология и религия.
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЕ ИСКУССТВО . Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками С. 6-7 вв., которые хорошо известны на территории СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже - наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с искусством ближайших соседей - германцев на З., угро-финнов на С. и С.-В., скифов и сарматов на Ю. и Ю.-В., фракийцев на Ю.-З. - развивалось искусство С. Многообразны образци керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления С. отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском идоле). Наиболее распространённым типом пластики С. были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчленённостью форм. В 7 в. в некоторых ювелирных изделиях С. проявилось возрастающее влияние византийского искусства.
Добавить комментарий Комментарии: 0

 
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.