Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Дмитрий, 55 - 13 марта 2008 09:51

Отредактировано:25.07.08 19:55

[I][B]...так кто же ты, наконец?
— Я — часть той силы, что
вечно хочет зла и вечно
совершает благо.
“Фауст” И. Гете. [/B][/I]

[B]Очень люблю эпиграфы. Нравится мне анализировать и додумывать, что хотел сказать автор тем или иным эпиграфом. Мысль Булгакова ясна. Чем дольше я живу, тем определеннее прихожу к выводу, что зло и добро - понятия относительные. Воланд ведь действительно хочет зла, он носитель зла по природе своей, а его цвет - черный, однако свойственно ему и определенное благородство, честность; и порой, вольно или невольно, он совершает добрые поступки или поступки, приносящие пользу. Воланд делает гораздо меньше зла, чем предполагает его роль.
Да, по воле Воланда горят дома, люди сходят с ума, исчезают на некоторое время... Следует заметить, что пострадавшие от дьявола в романе — преимущественно бюрократы, пьяницы, дураки. Но нет сожаления, ибо результат их жизни - итог собственного разгильдяйства.
Неблагие, казалось бы, дела дьявола нередко оборачиваются пользой для пострадавших от него людей.
Поэт Иван Бездомный с помощью Воланда осознал, что его стихи абсолютно бездарны. Он принял решение больше никогда не писать. После выхода из клиники Стравинского, Иван становится профессором, сотрудником института истории и философии, начинает новую жизнь. Побывавший вампиром администратор Варенуха навсегда отучился от привычки лгать и ругаться по телефону. Председатель жилищного товарищества Никанор Иванович Босой отучился брать взятки. После пожара в доме Грибоедова Коровьев говорит, что дом будет отстроен заново и что будет этот новый дом лучше прежнего. А место латунских займут достойные люди, настоящие таланты, которые создадут новую литературу, далекую от конъюнктуры.
Да, зло разрушительно, но оно разрушает старое, отжившее. Ведь если этого не сделать - в жизни будут торжествовать рутина и косность. Воланд, обращаясь к Левию Матвею, говорил: “Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей...”. Действительно, что есть добро в отсутствие зла?!
Значит, Воланд необходим на земле не меньше, чем бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, проповедующий добро и любовь. Добро не всегда приносит благо, равно как и зло - беду. Довольно часто бывает наоборот. Вот потому-то Воланд и есть тот, кто, желая зла, все же творит добро. Именно об этом и написал в свое время Гете, а потом донес до читателей Булгаков. [/B]
Добавить комментарий Комментарии: 15
Лена
Лена , лет14 марта 2008 19:20
Дим, библия была много раньше творчества Луки и иже с ним... :D
А дьявол - это только символ, символ вселенского зла. Никакого благородства в нем нет и быть не может.
ЛюдоедкаЭлочка
ЛюдоедкаЭлочка , 91 год14 марта 2008 18:19
Вот мне всегда казалось, что Булгаков все же не посмел "замахнуться" на воплощение Бога и Дьявола, остановился лишь на каких-то их ипостасях...
А различие между Иешуа и Воландом не в целях, а в методах. И они оба подчиняются какой-то высшей общей силе, вселенскому Закону, если хотите.
Вообще, я "Мастера и Маргариту" воспринимаю больше на уровне чувств и интуиции, а не разума. И додумывать не очень хочу, и так нравится.
Сергей
Сергей , 51 год14 марта 2008 12:36
Есть хорошая теория о том, что "бог" и "дьявол" - две стороны одной и той же монеты, точнее - два образа мыслей Творца: как бы церковники не трындели о его бесконечной святости и безгрешности, Его тоже должны посещать не самые благостные мысли. Но Он, как высшее существо, борется с ними, загоняет их в самую глубь, и только отъявленные грешники получают не Его прощение, а Его гнев и ярость в форме Князя тьмы и чертей, которые некогда были светлыми ангелами.
Nataly
Nataly , 61 год14 марта 2008 07:03
Все уже сказано, пережито, создано и выстрадано человечеством раньше тебя. Но не каждый способен прикоснуться к этому. Только когда созреешь через потери, обретения, тебе открывается смысл, глубина того , что сказал когда-то Гетте, Булгаков и другие.
Дмитрий
Дмитрий , 55 лет14 марта 2008 04:49
Лен, в таком случае Дьявол в библейском понимании - это продукт творчества Луки, Матфея, Иоанна и Марка, не забывай!
Лена
Лена , лет13 марта 2008 23:14
Не забывайте, что Воланд - это продукт творчества Булгакова, который и снабдил его привлекательными качествами.
Не надо приписывать те же черты Дьяволу ( в библейском понимании). Это две большие разницы.
Дмитрий
Дмитрий , 55 лет13 марта 2008 20:19
Ну это как в природе должен быть баланс хищников, жертв, паразитов ит.д. В отсутствии всякого зла потеряет смысл любое добро.
Любава
Любава , лет13 марта 2008 15:30
Несколько раз перечитывала эту книгу. И каждый раз открывала что-то для себя новое, то что несколько лет назад упустила.
Nataly
Nataly , 61 год13 марта 2008 15:28
А это логично вытекает из затронутой вами темы добро- зло.
Дмитрий
Дмитрий , 55 лет13 марта 2008 15:24
Ну это понятно, еще бы все так думали, что начинать надо с себя...

 
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.