Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Дмитрий, 54 - 27 октября 2008 07:11

Отредактировано:27.10.08 07:22
II.
Такой образ действий ставит жертву в активнейшую позицию - позицию духовного наступления. Победа, если она достигнута, не только моральная, но и вполне реальная. Другая щека взывает не к совести обидчика, с которой он легко справится, но ставит его перед бессмысленностью всей затеи - к чему ведет всякое перепроизводство. Напоминаю вам, что речь не идет о честной схватке. Мы обсуждаем ситуацию, когда изначально силы противников не равны, когда нет возможности ответить ударом на удар, и обстоятельства все против тебя. Другими словами, мы говорим о черной минуте жизни, когда моральное превосходство над врагом не утешает, а враг слишком нагл, чтобы будить в нем стыд или крупицы чести, когда в вашем распоряжении - собственные ваши лицо, одежда да две ноги, готовые прошагать, сколько надо. Здесь уже не до тактических ухищрений. Подставленная вторая щека - это выражение сознательной, холодной, твердой решимости, и шансы на победу, сколь бы малы они ни были, прямо зависят от того, все ли вы взвесили. Поворачиваясь щекой к врагу, вы должны знать, что это только начало испытаний, как и цитаты, и должны собраться с духом для прохождения всего пути - всех трех стихов из Нагорной проповеди. В противном случае вырванная из контекста строка приведет вас лишь к увечью. Строить этику на оборванной цитате значит либо накликать беду на свою голову, либо обратиться в умственного буржуа, размякшего в уюте убеждений. В любом из этих двух случаев вы отступаете перед Злом, отказываясь обнажить его слабость. Ибо, позвольте опять напомнить, Злу присущи абсолютно человеческие черты. Этика, построенная на оборванной цитате, изменила в Индии после Ганди разве что цвет кожи правителей. А голодному безразлично, из-за кого он голоден. Пожалуй, он предпочтет обвинить в своем горестном положении белого, а не собрата, потому-то социальное зло тогда приходит откуда-то извне и, может быть, окажется менее гнетущим. Когда враг - чужой, то остается почва для надежд и иллюзий. Так же и в России, этика, основанная Толстым на оборванной цитате, в большой степени подорвала решимость народа в борьбе с полицейским государством. Что воспоследовало, известно: за шесть десятилетий подставленная щека и все лицо народа обратились в один огромный синяк, и государство, уставшее от бесчинств, в конце концов стало попросту плевать в него. Как и в лицо всему миру.
Так что, если вы захотите применить христианское учение на практике и на языке современности истолковать слова Христа, вам не обойтись тарабарским жаргоном современной политики. Вам надлежит усвоить первоисточник умом, если не сердцем. В Нем было значительно меньше от доброго человека, чем от Духа Святого, и опираться на Его доброту в ущерб Его философии смертельно опасно.
Признаюсь, мне отчасти неловко толковать об этих материях, потому что подставлять или не подставлять другую щеку в конечном счете каждый решает сам. Борьба идет без свидетелей. Ее орудием служит твое лицо, твоя одежда, твоим ногам предстоит шагать. Советовать, тем более указывать, как распорядиться этим достоянием, не то чтоб недопустимо, но безнравственно.
Все, к чему я стремлюсь, это освободить вас от словесного штампа, который подвел столь многих и принес так мало пользы. И еще я бы хотел заронить в вас мысль, что пока у вас есть лицо, рубашка, верхняя одежда и ноги, не безнадежен и беспросветный мрак".

[I]Иосиф Бродский, Уильямс-колледж, 1984 г.[/I]
Добавить комментарий Комментарии: 10
Scarlett
Scarlett , 58 лет28 октября 2008 01:03
Дима, каюсь, Бродского не читала, но, видимо, некоторые гениальные люди пишут одинаковые по сути гениальные умозаключения независимо друг от друга. Я к тому, что два года назад видела постановку пьесы Кароля Войтыллы (позднее ставшего Иоанем Павлем II) "Брат Альберт". Мало кто в мире, да и не все даже в Польше, знает, что он писал не только философские труды, но и пьесы. Вообще-то, перед тем как стать ксендзом, он намеревался стать актером. Так вот эта пьеса, о которой говорю, о монахе, создавшем в Кракове приют для больных и бездомных, основанный по схеме трудовой комуны (в общих чертах), но главное, что вся суть пьесы, точно как у Бродского. Точно не знаю, когда была написана, но на 100% намного раньше 1984г.
Показать ответы (1)
Наташа
Наташа , 61 год27 октября 2008 16:06
"...пока у вас есть лицо,рубашка,верхняя одежда и ноги,не безнадежен и беспросветный мрак." !) !) !) Повторяю себе это очень часто!
Показать ответы (2)
iola
iola , 50 лет27 октября 2008 10:08
:) ochen6 interesno,osobenno dlya razmushleniya...spasibo
Показать ответы (1)
Сима
Сима , лет27 октября 2008 09:27
"Борьба идет без свидетелей." Самое главное...
Каждый выбырает для себя. И отвечаешь потом перед своей совестью и душой, да перед Ним. Все просто.
Показать ответы (2)

 
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.