Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Николай, 47 - 25 декабря 2008 13:33

Pеальность не всегда соответствовала идеалу. В семейных отношениях рыцари нередко были грубыми скотами. Сломанные носы жен— довольно обычное явление того времени. Да и вообще, относиться к жене так же почтительно, как к возлюбленной, считалось дурным тоном. Контрасты эпохи...

Лишь с куртуазным романом XII века приходит во Францию обожание женщины. Это явление тем любопынее, что в культурах, где человек прокладывает себе путь мечом, женщины обычно ценятся не слишком высоко. Нет ни малейших следов поклонения женщине у древних германцев, если верить описанию их нравов у Тацита. В кодексе самураев, который часто сравнивали с кодексом европейского рыцарства, женщина вообще не берется в расчет. К рыцарскому кодексу обычно относят понятие галантности. Монтескье определяет галантость как любовь, связанную с понятиями опеки и силы, точнее, не столько любовь, сколько " нежную, утонченную и постоянную видимость любви".
Это поклонение или галантность иногда объясняют улучшением положения женщины в XII веке: как раз тогда жена сеньора получила право управлять владениями мужа в его отсутствие.
Этот культ следует рассматривать скорее как игру. В мире, в котором правит насилие, женщина по-прежнему зависит от опеки мужчины. Рукоприкладство было делом обычным, до сломанного носа включительно. Супружеская неверность, которая у мужчин разумелась сама собой и отнюдь не наносила ущерба их достоинствам , у женщин наказывалась - в легендах эпохи - сожжением на костре. Правда, когда виновную с распущенными волосами и в холщовой рубашке вели к месту казни, в последнюю минуту обычно появлялся рыцарь на борзом коне, готовый мечом доказать ее невинность, причем невинность эта, вопреки всякой очевидности, оказывалась бесспорной. Большая часть гипотез относительно культа женщин, о котором идет речь, принимала его всерьез. Некоторые женщины, держась поближе к земле, возникновение этого культа приписывали странствующим менестрелям: путешествуя от замка к замку, они восхваляли хозяйку (муж которой обычно отсутствовал) в расчете на службу при дворе или хотя бы на добрый прием и подарки перед отправлением в дальнейший путь. Объяснения, приведенные выше, не исключают друг друга. К ним можно прибавить еще и другие: влияние переписки между женскими и мужскими монастырями, где в экзальтированной форме выражалась любовь на расстоянии и др.
То, что рыцари жили в двух несогласуемых одна с другой иерархических ценностях, явно им не мешало. Но особенно ярко эта двойственность проявлялась в эротике. Прелюбодеяние официально осуждалось, но все симпатии были на стороне любовников. Когда некий рыцарь, посетил, обернувшись соколом, жену старого рыцаря, та согласилась немедленно его осчастливить, если он примет причастие и докажет тем самым свое благочестие. Домашний священник совершил этот обряд, после чего рыцарь тут же получил желаемое.
На Божьем Суде (Ордалиях) Бог позволял легко себя обмануть, когда речь шла об испытаниях вероломной супруги. Как известно, Изольда, которой пришлось на Ордалиях держать раскаленный брусок железа, вышла из этого испытания с честью, поклявшись, что никто не держал ее в объятиях, кроме законного супруга - короля Марка, и нищего паломника, который только что перенес ее через трясину и который был переодетым Тристаном. Жена короля Артура, роман которой с Ланселотом продолжался годы, поклялась, что никто из одиннадцати рыцарей, спящих в соседних покоях, не входил к ней ночью. Ланселот, воспользовавшийся этой привилегией, был предусмотрительным в расчетах двенадцатым рыцарем. Этой клятвы оказалось достаточно, чтобы спасти королеву от сожжения на костре.
Обманутые мужья нередко питают сердечную привязанность к любовнику жены. Так относился король Марк к Тристану и король Артур к Ланселоту. Время от времени подобная терпимость омрачалась мыслью о том, что это как-никак грех. Тем не менее на Ланселота , несмотря на его греховную любовь, господь явно смотрит снисходительным оком, коль скоро стерегущему его тело епископу снится, что ангелы уносят Ланселота на Небеса. Внебрачные сыновья тоже одобряют греховные связи, благодаря которым они появились на свет. Узнав, что законный супруг матери - не настоящий их отец, они тут же готовы снести ему голову, чтобы позволить влюбленным сочетаться браком.
Немало требовалось притворства для того, чтобы поддерживать в повседневной жизни фикцию рыцарского идеала. Поэтому не надо было ждать XVIII века с его осуждением всего напоминавшего средневековье, чтобы убедиться, насколько требования рыцарской идеологии расходились с действительностью.
Добавить комментарий Комментарии: 0

 
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.