Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Karl_de_Cori, 42 - 6 марта 2010 20:42

Все
Отредактировано:06.03.10 20:43
[SIZE=-1][I] «Его реальную суть душит невроз, чудовище Франкенштейна, задуманное для защиты. Небольшая разница – жить в тоталитарном государстве или собственном неврозе, в любом случае все закончится концлагерем, где вся штука в том, чтобы разрушить человека так, чтобы ему было как можно больнее.»

Из писем пациентов Карен Хорни.[/I][/SIZE]






[SIZE=+1][B]Ненависть и презрение к себе.[/B][/SIZE]

В истоках процесса самовозвеличивания лежит желание достичь некого богоподобного образа себя. К примеру, человек хочет быть крайне успешным в бизнесе, но в тоже время он занимает заурядную должность и совсем не делает попыток изменить ситуацию. Он винит в этом страну, начальство, коллег: по его мнению, они не видят в нем те таланты, которыми он обладает. Т.е. по логике невротика, они должны были угадать в нем эти качества и предоставить ему более высокую должность, дать прибавку к зарплате или что-то подобное. Но на самом деле, невротик просто боится сделать попытку что-то изменить, потому что у него есть страх совершить ошибку или постичь неудачу, кои могут разрушить образ Идеалистического Я, а этого невротик допустить не может. Получается, что невротику проще и выгодней не делать попыток вовсе, чтобы не сталкивать реальность и идеал.

Процессом самоидеализации и желания достичь богоподобного образа своего Идеалистического Я, который ведет шаг за шагом к превращению системы ценностей в феномен невротической гордости, запускается другой, на вид противоположный – процесс ненависти к себе.

Если попытаться объяснить вкратце - когда человек смещает «центр тяжести» своей личности на идеальное Собственное Я, он не только возвеличивает себя, но и в неизбежно неверной перспективе перед ним предстает его собственное Я – т.е. он сам, каким он является в настоящий момент, его тело, его сознание, здоровье и невротическое. Возвеличивание Собственного Я становится не только призраком, за которым он гонится, оно становится мерой, которой мерится его актуальное бытие. И его актуальное бытие, рассматриваемое с точки зрения богоподобного совершенства, представляется таким невзрачным, что он не может не презирать его. Для невротика становится крайне важным, что человек, которым он является, продолжает ему мешать, причем значительно мешать в его погоне за славой, и поэтому он обречен ненавидеть «его», т.е. себя самого. Этот процесс объединяет гордость и ненависть к себе и по совокупности факторов его можно назвать простым словом – гордыня.


Неважно, насколько велико желание невротика переделать себя в блестящие, великолепное существо – его попытки обречены на неудачу. В лучшем случае он может устранить из поля зрения некоторые досадные расхождения с идеалом, но они продолжат лезть ему в глаза. Факт остается фактом – ему приходиться жить с самим собой. Иногда перед ним встают яркие картинки, что все было бы гораздо лучше, если бы он только мог развестись с женой, сменить работу, сменить квартиру, отправиться в путешествие – но от себя все равно не уйдешь. Даже если он функционирует как отлаженная машина, все равно остаются ограничения – времени, сил, терпения; т.е. ограничения любого человека. Его начинают преследовать грызущие чувства, что он обманщик, подделка, уродец – чувства, которые он не может объяснить. Реальность для невротика вторгается болезненно и безошибочно узнаваемо. Богоподобный в своем воображении, он неловок в обществе. Он хочет произвести впечатление, а у него трясутся руки и он, заикаясь, краснеет. В мечтах он отвечает шефу как мужчина, а на деле лишь смущенно улыбается.

Ненависть к себе делает видимым раскол личности. Она означает, что идет война. И действительно, это существенная характеристика каждого невротика – он борется с самим собой. Не стоит путать эту ненависть с кратковременными яркими вспышками ненависти или презрения к себе здорового человека, связанными с какими-то неудачами или бедами жизни. Они проходят вместе с обстоятельствами, вызвавшими эти чувства. Т.е. не возникает губительной и постоянной ненависти к себе, как у невротика.

Форма ненависти бывает разной. Если она выражена в самообвинении, то степень ее осознания бывает тоже разной, что иногда трудно делать какие-либо обобщения. Невротики, убедившие себя в абсолютной своей правоте, способны совершенно замолчать голос самообвинения. В противоположность им смиренный тип постоянно выражает свое чувство вины и высказывает упреки самому себе. Однако все невротики осознанию результат ненависти к себе: чувство вины и неполноценности, чувство, что их что-то сдавливает или терзает. Но они ни в малейшей степени не осознают, что это они сами вызывают у себя эти мучительные чувства. Вместо того чтобы страдать от чувства задавленности, они гордятся «отсутствием эгоизма», «аскетизмом», «жертвенностью», «верностью долгу»… Это те ширмы, которые помогают невротику скрыть бездну грехов против себя самого.

Чтобы не теряться в деталях выделим виды ненависти или, точнее, выражения ненависти к себе: это безжалостное требования к себе, беспощадное самообвинение, презрение к себе, фрустрация себя, мучение себя и саморазрушение.

[B](продолжение в комментариях) [/B]

Добавить комментарий Комментарии: 12
Центр_Инфо_
Центр_Инфо_ , 94 года2 апреля 2010 18:21
Внимание!

На ЛП заработал экспериментальный проект .
[B]Палата_№6[/B] - совместный проект группы пользователей, созданный на правах общего доступа к единому аккаунту.

[B]Миссия и цели [/B]– «Объять необъятное. Создать единый перекресток общих интересов для юзеров, знакомых с термином дневник, в рамках мини каталога Палаты. Единый ИНФО центр для блогеров ЛП. Доказать, что «Свободная зона» существовать может. Дать возможность и друзьям и врагам создать и обжить объединенное пространство, в котором нет места ЧСам по личным и корпоративным мотивам. Вдохнуть жизнь в «Бюро находок» потерянных друзей. Заставить работать тему «найди меня», на новом уровне.»

Оставляйте новости, ссылки, информацию, статьи фотомиксы, пр.
Ищем друзей по интересам, общаемся, воюем без ЧСов, жалуемся, чатимся…
Участвуйте, регистрируйтесь, подписывайтесь!

С уважением, ЛП6@Информ.
Bruxsa Stoker
Bruxsa Stoker , 48 лет9 марта 2010 22:01
Кажется таких - каждый второй.
Варяг
Варяг , 59 лет6 марта 2010 20:50
Не ...
Надо что то вкурить .
Это о 18 ти , но в реале 23 ?
Показать ответы (2)
Karl_de_Cori
Karl_de_Cori , 42 года6 марта 2010 20:45

[B]Требования к себе[/B] – это попытка или даже средства, применяемые невротической личностью, для переделки себя в свой идеал. И как уже говорилось в примере выше, невыполнение этих требований может вызвать шок и панику, под давлением внутренней тирании. Невротическое «Надо» определены ненавистью к себе в той же степенью, что и гордостью, и все фурии ненависти срываются с цепи, когда «Надо» не выполнены. Часто человек не осознает, что нарушил приказ «Надо», но он начинает чувствовать тревогу, ему становиться не хорошо, муторно, развивается чувство тревоги и раздражения. Его психика начинает искать пути автоматической защиты и смягчения тревоги (приступы прожорливости или наоборот похудания, запои, шопинг и т.п.), или чувство, что он опять стал жертвой других людей или обстоятельств (пассивное вынесение вовне), или чувство раздражения (активное вынесение вовне). Эта попытка предпринимается тогда, когда человек находится на грани бессознательного понимания того, что ему, видимо, не удается жить так как Надо. Тогда может случиться так, что человек разумный в других отношениях, вдруг приходит в возбуждение и ударяется в дикую обиду на всех и на все. Когда мы пытаемся понять, что же его расстраивает, первое, что поражает нас, это его настоятельное требования особого внимания. В зависимости от своей ситуации невротик может требовать, чтобы ему больше помогали на работе, чтобы мать или супруг оставили его в покое, чтобы ему уделяли больше времени и внимания определенные люди и т.д. и т.п. Когда мы, пораженные сумасшествием требований, акцентируем внимание невротика на этих требованиях, то он может стать еще враждебнее. Если обратить внимания, то мы обязательно обнаружим сквозную тему обвинений – эти требования проистекают из невротических потребностей, так что внезапное усиление требований указывает на внезапное усиление довольно настоятельных потребностей. Т.е. скорее всего это связанно с тем, что он подсознательно понял, что не может добиться успеха в своих императивных «Надо»: перегрузил себя работой, не может добиться успеха в отношениях или что-то в таком духе. Он впадает в панику, так как считает, что Должен был в состоянии преодолеть все эти неприятности.

Находясь в постоянной тирании многих своих «Надо», невротик, как и любой человек, начинает прибегать к самообману, т.е. его актуальном ответом будет двуличность. И если с внешней тиранией, это носит характер вынужденных мер, то в случае внутренней имеет характер бессознательного самообмана и притворства.

Требования к себе, таким образом, занимают решительное место в структуре невроза. На них основывается попытка личности актуализировать свой идеал. Тем самым требования способствуют росту самоотчуждения: во-первых, вынуждая человека к фальсификации непосредственных чувств и убеждений, и, во-вторых, порождая всепроникающую бессознательную нечестность. По сути, у человека ослабляется возможность отличать ложь от истины и усиливается самовластие гордыни.


[B]Самообвинение[/B] – второе выражение ненависти к себе. Если нам не удается достичь абсолютного бесстрашия, щедрости, самообладания, силы воли и т.п., наша гордость произносит приговор: «ВИНОВЕН!»

Некоторые самообвинения направлены против внутренних затруднений, и иногда они выглядят вполне рационально. В любом случае человек считает их вполне заслуженными. В конце концов, разве не похвальна такая строгость, которая соответствует самым высоким нормам? На самом деле невротик изымает затруднения из контекста и выносит себе приговор, не обращая внимания на то, насколько он может держать ответ за свои проблемы.

К примеру, мать обвиняет себя в том, что ее ребенок, играя с соседскими детьми, упал с веранды и ударился. Она представляет себе, что если бы она была рядом с ребенком, то этого могло не произойти. Она винит себя в недосмотре, при этом совершенно искренне может осуждать гиперопеку над детьми. На самом деле, ее беспокоило не то, что ребенок мог пострадать, а то что ее недосмотр бросает на нее тень, как на невнимательную мать.

Очень часто из одного самообвинения следует другое. Скажем если, я не отомстил – я размазня. Если отомстил – значит, скотина. Я кому-то помог – значит, простофиля. Я не помог – значит, эгоистичная свинья…

И наконец, человек может обвинить себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся законными и даже желательными. К примеру, заклеймить разумную заботу о себе как баловство, наслаждение едой как обжорство, отстаивание своего мнения как нахальство.

По итогу, как и любая ненависть к себе, имеющая порочный характер, самообвинение взывает к мерам самозащиты. Как только невротик сталкивается с одним из затруднений, он тут же уходит в глухую защиту. Он будет ожесточенно спорить, обвинять других, утверждать, что его не поняли, что это было раньше, а сейчас намного лучше. Другими словами, он будет реагировать так, словно ему швырнули жесточайшее обвинение, и он будет слепо сражаться против него любыми доступными ему средствами.

Невротическому самообвинению можно противопоставить здоровую совесть. Совесть охраняет главные интересы нашего истинного Собственного Я. Совесть, пользуясь словами Фромма, является «призывов человека к самому себе». Это реакция истинного Я на должное или не должное функционирование личности в целом. Самообвинения, напротив, исходят из невротической гордости и выражают недовольство возгордившегося Я тем, что личность не соответствует их требованиям. Они не служат истинному Я, а направлены против него, чтобы его раздавить.
Karl_de_Cori
Karl_de_Cori , 42 года6 марта 2010 20:45


[B]Презрение к себе[/B]. Это понятие объединяет в себе разнообразные пути подрыва самоуважения, уверенности в себе, куда входят самоумаление, пренебрежение к себе, сомнения и недоверие к себе, высмеивание себя. Его отличие от самообвинения вполне ясны. Конечно, не всегда можно сказать, чувствует ли человек себя виноватым, потому что поставил себе нечто в вину, или же чувствует себя презренным, никчемным, полноценным, потому что относится к себе с пренебрежением. В таких случаях уверенно можно сказать только то, что есть много путей раздавить себя. Однако есть заметное различие между проявлениями этих двух ненавистей к себе. Презрение к себе в основном направлено против любого стремления к улучшению или достижению.

Прямы следствия презрения – уязвимость в человеческих связях. Презрение к себе делает невротика сверхчувствительным к критике и отвержению. При малейшей провокации или даже без нее, он уже чувствует, что другие люди смотрят на него сверху вниз, не принимают его всерьез, не ищут его общества, пренебрегают им. Неспособный принять себя таким, каков он есть, он не может поверить, что другие, зная его со всеми его недостатками, могут принять его дружески и уважительно.

Еще человек, находящийся в тисках презрения, склонен «проглатывать оскорбления». Он может даже не понимать вопиющее издевательство над собой, будь то унижение или эксплуатация. Хотя это случается только в определенной ситуации, к примеру, при болезненной зависимости.

И очередное следствие, о котором надо упомянуть – это потребность облегчить или уравновесить презрение к себе вниманием, уважением, признанием, восхищением или любовью других. Поиск такого внимания компульсивен, так как на него толкает потребность не быть отданным на милость презрения себе. Его питает, кроме того, и потребность в торжестве, и он может доходить до всепоглощающей жизненной цели.

Для примера подойдет вполне распространенный случай презрения к себе касающийся красоты. Скажем, женщина, чья привлекательность явно выше среднего, испытывает смущение и иногда даже омерзение от своей внешности. Не надо забывать, что в своей оценке, она использует не объективные факты или мнение других, а расхождение, которые ощущает женщина между своим идеальным образом и актуальным Я. Таким образом, даже если она по общему убеждению красавица, она все-таки не абсолютная красавица, которой она никогда не была и не будет. Из-за этого в ней легко вспыхивает страх быть отвратительной для других, страх, порожденный, например, тем, что сосед в кино пересел на другое кресло.



[I]На этом пока закончу. Задача была структурировать для себя одну из глав книги Карен Хорни «Невроз и личностный рост» и, возможно, вызвать интерес у читателей.

П.С. Если кого-то данная тема заинтересует, то переработаю текст и на оставшиеся три вида ненависти. Просто объем главы совсем не маленький.[/I]
Показать ответы (7)

 
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.