Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Дэн, 37 - 30 апреля 2007 21:38

Все
Отредактировано:30.04.07 21:55
[B]К вопросу о машине времени. Assтонский вариант.[/B]
[B][I]Необходимое предуведомление.[/I][/B] Здесь не будет ни слова о физических и прочих проблемах т.н. машины времени – только сугубо любительское («гуманитарное») мнение.
[B][I]Собственно, текст.[/I][/B] Дотошно проработанный фантастикой сюжет о необратимости малейших изменений (и, соответственно, необходимости запрета на всякое вмешательство в исторический процесс) не может скрыть тот факт, что, на самом деле, ярчайшим соблазном феномена машины времени (соблазном, без которого её, вероятно, и не произвели на свет – пусть хотя бы в умах) есть и будет возможность изменить прошлое. То есть – переписать историю, воссоздать её, а вернее – создать, ибо воссоздание есть репродукция, а в случае МВ мы имеем дело с сотворением чего-то совершенно нового, больше того – мы не можем до конца контролировать этот процесс (на чём, собственно, и строится запретительная – «только наблюдать» - стратегия использования МВ).
Однако что есть прошлое? Вроде бы оно проходит по ведомству истории? Позитивное понимание истории полагает, что исторический процесс суть един, и это означает – его можно отследить на основе тех или иных закономерностей. Отсюда – весь футурологический привкус традиционного понимания истории: история, исследуя прошлое, вырабатывает инструментарий, позволяющий понять настоящее и моделировать будущее. Именно интенция на понимание настоящего (а именно – понимание своей сущности) была катализатором исторического бума XIX в. Сам вопрос «кто мы?» стал задаваться тогда не случайно – набирал обороты Промышленный переворот, а вместе с ним ускорялось время, и потому старый источник ответа на этот вопрос – традиция, становился недействителен, ибо традиция работает с застывшим временем, удерживает последнее в плену ритуального спокойствия…
Забавно, но это ускорение, столь поспособствовавшее развитию исторической науки, через полтора-два столетия набрало такие обороты, которые поставили под вопрос само её существование. Проблема была проста – перегруз информации и, как следствие, сужение тематики работы конкретного историка. Уже это приводит к расчленению единой временной линии на множество обособленных осколков, которые всё труднее собрать в общую картину – сейчас это также возможно, как заново склепать разбившееся зеркало (очень кстати сюда подоспел и постструктуралистский пост-модернизм со своим разрушением тотальности мета-текста и т.д.)
Но что означает фрагментация исторического процесса, какие проблемы она рождает помимо чисто методологических? Собственно, проблема одна единственная (и носит она идеологический, естественно, характер): если вместо единой (и неделимой (и незалежной))) истории, линии времени, так сказать, мы имеем множество историй, коротких вспышек в хаосе прошлого, которое направлено непонятно куда, да и, собственно, некуда не направлено, значит, их смысл зависит уже не от некоей линии-гештальт, а – правильно, правильно – от нас, живущих здесь и сейчас.
Именно это мы наблюдаем в приснопамятном (приснопамятниковом) assтонском случае: для assтонского правительства история рассматривается сквозь призму не той оккупации, что видится нам. С позиции позитивной истории можно было бы продемонстрировать факты, доказательства, источники, предоставить мнения ещё живых участников. Но – фактов никогда не бывает достаточно, доказательства можно отразить, а очевидцы всегда субъективны. А потому, как говаривал один философствующий разгильдяй, «войны в заливе не было». Нам не докопаться до сути. И здесь очень не помешала бы МВ – дабы увидеть, как всё было в действительности. Но мы-то знаем, для чего она на самом деле нужна – вовсе не для созерцания, но для изменения прошлого.
Assтонская машина времени уже работает…
[B]PS.[/B] Текст носит характер наброска. Любые противоречия, возникшие в сознании читающего, полностью остаются на его совести. Для, возможно, более отчётливого ощущения нынешнего понимания истории в комментах прилагается один несколько литературизированный текст - в силу поражения его вирусом многобуквенности, сомнительных методологических достоинств и многочисленных перекличек с только что прочитанным читать оный [I][U][B]абсолютно необязательно[/B][/U][/I].
Добавить комментарий Комментарии: 32
Дэн
Дэн , 37 лет22 августа 2007 18:41
ааа... тишина в кефире, ясно)
Apulei
Apulei , 97 лет22 августа 2007 18:36
не, может быть у тех, которые с радием, чего и пучит, но я про тех, которые должны Попову отстегивать... ;-)))
Дэн
Дэн , 37 лет20 августа 2007 12:14
радийщики - это которые на радио или которые с радием работают??
Apulei
Apulei , 97 лет20 августа 2007 09:02
...:-)))))))))))))) С радийщиками когда работал, у них там культовая фраза.. "Выпукло, на тишине" ;-))
Дэн
Дэн , 37 лет18 августа 2007 17:32
ну, а что ж... и заметки на полях выкладывать... потом будем сидеть, сверять, приговаривая что-нить вроде "нет, вот в этом варианте мысль как-то более выпукло представлена...")))
Apulei
Apulei , 97 лет18 августа 2007 17:28
Может еще черновичок сначала накидать... Тезисы, тсть, "Апрельские" ;-)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Дэн
Дэн , 37 лет18 августа 2007 17:07
Олег - ну, как бы ты далеко не держался от философии, исследуя конкретную проблему, всё равно ты уже в ней, и это "в" далеко не так безобидно - немало было граждан, начинавших истолковывать, допустим, Гомера с т.зр. классовой принадлежности аффтара и т.д. причём я не хочу сказать, что такой подход неправилен по сути, просто, когда все выводы исследования вращаются вокруг проблемы угнетателей и угнетённых, содержание обедняется в разы.

Антон - а ты, если текст большой, копируй перед отправлением))
Apulei
Apulei , 97 лет18 августа 2007 17:02
черт, ДЭН, так обидно... вчера ночью целый трактат написал, по поводу... И инет отрубился... Переписывать - как анекдот пересказывать, который не поняли... но, может еще соберусь с мыслями... ;-))
Йыхшьщ
Йыхшьщ , лет26 июня 2007 22:58
Догма недиалектична по своей сути - вот это верно, это здорово! И в этом ты прав непременно и на все сто процентов! Однако это снова рассуждение о истории с точки зрения философии. Ты безусловно прав, но... Если мне удобнее исследовать развитие какого-либо общества, применяя понятие формаций - то я не стану задаваться вопросом о том, насколько этот метод диалектичен, или насколько он соотносится с традиционным - ну никак не отделаться от этого слова - пониманием марксизма... Я просто буду его использовать. Он, в свою очередь, предполагает строго определённую последовательность анализа, которая должна строго соблюдаться. Если все условия выполнены - результат, с точки зрения истории, будет правильным - извини за такое размазанное понятие. К этому результату можно двигаться и с помощью других подходов - но здесь играет роль цель. Поэтому с точки зрения истории формационный подход не менее функционален чем любой другой... Всё что поверх - это философия. Она хороша, но в историческом исследовании от неё нужно держаться подальше...
Йыхшьщ
Йыхшьщ , лет26 июня 2007 22:48
Метод и органон - понятия совершенно разные, но это я просто так - в целях заметки...

 
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.