Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Дэн, 37 - 30 апреля 2007 21:38

Все
Отредактировано:30.04.07 21:55
[B]К вопросу о машине времени. Assтонский вариант.[/B]
[B][I]Необходимое предуведомление.[/I][/B] Здесь не будет ни слова о физических и прочих проблемах т.н. машины времени – только сугубо любительское («гуманитарное») мнение.
[B][I]Собственно, текст.[/I][/B] Дотошно проработанный фантастикой сюжет о необратимости малейших изменений (и, соответственно, необходимости запрета на всякое вмешательство в исторический процесс) не может скрыть тот факт, что, на самом деле, ярчайшим соблазном феномена машины времени (соблазном, без которого её, вероятно, и не произвели на свет – пусть хотя бы в умах) есть и будет возможность изменить прошлое. То есть – переписать историю, воссоздать её, а вернее – создать, ибо воссоздание есть репродукция, а в случае МВ мы имеем дело с сотворением чего-то совершенно нового, больше того – мы не можем до конца контролировать этот процесс (на чём, собственно, и строится запретительная – «только наблюдать» - стратегия использования МВ).
Однако что есть прошлое? Вроде бы оно проходит по ведомству истории? Позитивное понимание истории полагает, что исторический процесс суть един, и это означает – его можно отследить на основе тех или иных закономерностей. Отсюда – весь футурологический привкус традиционного понимания истории: история, исследуя прошлое, вырабатывает инструментарий, позволяющий понять настоящее и моделировать будущее. Именно интенция на понимание настоящего (а именно – понимание своей сущности) была катализатором исторического бума XIX в. Сам вопрос «кто мы?» стал задаваться тогда не случайно – набирал обороты Промышленный переворот, а вместе с ним ускорялось время, и потому старый источник ответа на этот вопрос – традиция, становился недействителен, ибо традиция работает с застывшим временем, удерживает последнее в плену ритуального спокойствия…
Забавно, но это ускорение, столь поспособствовавшее развитию исторической науки, через полтора-два столетия набрало такие обороты, которые поставили под вопрос само её существование. Проблема была проста – перегруз информации и, как следствие, сужение тематики работы конкретного историка. Уже это приводит к расчленению единой временной линии на множество обособленных осколков, которые всё труднее собрать в общую картину – сейчас это также возможно, как заново склепать разбившееся зеркало (очень кстати сюда подоспел и постструктуралистский пост-модернизм со своим разрушением тотальности мета-текста и т.д.)
Но что означает фрагментация исторического процесса, какие проблемы она рождает помимо чисто методологических? Собственно, проблема одна единственная (и носит она идеологический, естественно, характер): если вместо единой (и неделимой (и незалежной))) истории, линии времени, так сказать, мы имеем множество историй, коротких вспышек в хаосе прошлого, которое направлено непонятно куда, да и, собственно, некуда не направлено, значит, их смысл зависит уже не от некоей линии-гештальт, а – правильно, правильно – от нас, живущих здесь и сейчас.
Именно это мы наблюдаем в приснопамятном (приснопамятниковом) assтонском случае: для assтонского правительства история рассматривается сквозь призму не той оккупации, что видится нам. С позиции позитивной истории можно было бы продемонстрировать факты, доказательства, источники, предоставить мнения ещё живых участников. Но – фактов никогда не бывает достаточно, доказательства можно отразить, а очевидцы всегда субъективны. А потому, как говаривал один философствующий разгильдяй, «войны в заливе не было». Нам не докопаться до сути. И здесь очень не помешала бы МВ – дабы увидеть, как всё было в действительности. Но мы-то знаем, для чего она на самом деле нужна – вовсе не для созерцания, но для изменения прошлого.
Assтонская машина времени уже работает…
[B]PS.[/B] Текст носит характер наброска. Любые противоречия, возникшие в сознании читающего, полностью остаются на его совести. Для, возможно, более отчётливого ощущения нынешнего понимания истории в комментах прилагается один несколько литературизированный текст - в силу поражения его вирусом многобуквенности, сомнительных методологических достоинств и многочисленных перекличек с только что прочитанным читать оный [I][U][B]абсолютно необязательно[/B][/U][/I].
Добавить комментарий Комментарии: 32
Евгений
Евгений , 64 года4 мая 2007 22:03
Ну ты дал... еле осилил. Из всего этого следует, что историю как науку пора ставить на одну полку с астрологией, алхимией и хиромантией в придачу. Не хотелось бы...
Дэн
Дэн , 37 лет30 апреля 2007 21:45
Если мы, встав на точку зрения постмодернистов (а точнее – тех, кого историки и критики называют постмодернистами, хотя эти последние по большей части себя таковыми не считают) говорим, что истории больше нет, это не значит, что время остановилось, а история закончилась. Дискурс о конце истории суть не «постмодернистская» фигура, а, по крайней мере, либеральная (Фукуяма) или и вовсе гегельянская. Время не остановилось, оно попросту «is out of joint» («Time is out of joint» - «распалась времён связующая нить» (В. Шекспир. Гамлет)) , линия времени рассыпалась, и часы теперь идут в разных направлениях и с разной скоростью… Бронепоезд исторического процесса растворился в воздухе, а его пассажиры - кто остался сидеть на рельсах, кто бродит по окрестным полям. Истории больше нет - есть истории, и никто не мешает их рассказывать. Но будут ли они обладать «исторической ценностью»?
Любой историзм вне зависимости от его методологического обоснования постулирует непрерывность и единство исторического процесса (причина – потом следствие; какой бы не была причина – теологической, экономико-социальной, политической, психологической, иррациональной, наконец (психоистория)…). «Историческая ценность» исследования состоит в возможно более полном воссоздании прошлого, проникновении в прошлое, донесении чистого, как можно менее опосредованного разнокалиберными герменевтическими фильтрами смысла событий и/или процессов. Эти последние могут пониматься только как часть целого (в свою очередь, целое может пониматься только исходя из частей). История не фрагментарна.
Постмодерн – это фрагментация par excellence. Фрагмент суть замкнутый самодостаточный дискурс. Или – текст. Событие или процесс прочитываются как текст, а текст может читаться контекстуально или вне контекста – когда читающего волнует сам текст, текст как таковой, когда «Илиада» читается не как источник по истории позднемикенской Греции и важнейший памятник, создавший западноевропейскую литературу, а как просто интересный текст, который приятно читать безотносительно исторических, филологических, психологических, культу-рологических и т.д. привязок.
Событие прошлого как текст, прочитывается нами через другие тексты. Текст события рождает тексты, пишущие о нём, затем появляются тексты о текстах о тек-сте события, и наконец уже мы вносим в этот хор голосов, в этот паноптикум текстов своё собственное повествование. Цепь текстов бесконечна, и вопрос, который может здесь быть задан – это вопрос о реальности. Перефразируя Бодрийяра, «была ли война в заливе?» К сожалению, на этот вопрос нам, постмодернистам, ответить утвердительно никак нельзя. Просто потому, что мы получали инфор-мацию из текстов СМИ, которые получали её из военных источников (текстов), цель написания коих мы не знаем. Конечно, мы можем спросить «ветеранов», и что мы услышим? Правильно – историю, текст, повествование. Событие всегда мертво как со-бытие, как действие, и на его теле паразитирует повествование, рассказчики, и они врут как критяне, или, если угодно – безбожно. Бог единственный «не может быть обманщиком» (Декарт), ибо его повествование – это и есть события, и есть реальность.
Что можно на это сказать? А ничего. Чтобы не сказали – будет фикция и ложь (это мы вам говорим сейчас), а раз так – нет смысла гнаться за достоверностью. Все истории хороши, потому что они одинаково плохи. «Они говорят, говорят, и это всё, что они могут» (Кено). Означаемое растворилось в высоте-глубине, и слова повествователя только и могут, что отсылать к другим означающим.
Здесь кто-то может, недоумённо двинув бровью, задаться вопросом: «А как же структура? Действительно, по видимости, структура являет собой явственную оппозицию событию-повествованию, но именно что «по видимости», а верить видимости – слишком большая роскошь в современной философской ситуации (Сократ как-то сказал: «они (вещи) таковы, какими мы их видим». Постмодернист Делёз заметил, что в этой фразе «слышится нечто угрожающее».). Дело здесь не в том, что жёсткость и строгость структуры противостоит текучести повествования, а в том, что они вместе разрушают классическую историческую методологию, базировавшейся на повествовании, имевшем единый смысл (значение). Структура противостоит повествованию и историческому вообще, она разрывает монолит исторического развития, делает его срез в конкретный момент. Современное повествование, обессмыслившееся в силу умножения значений (когда возможны различные интерпретации одного и того же события), точно также разбивает монолит истории на множество историй-интерпретаций.
Таким образом, постмодернистское кредо в истории (как и в философии, и в других гуманитарных дисциплинах), звучит очень просто: «Всегда». Всегда выслушивайте новую историю, вычитывайте новые ассоциации, высматривайте новые образы: настоящий постмодернист на вопрос о том, какая трактовка Холокоста его больше привлекает – традиционалистская или ревизионистская – ответит: «Да».

 
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.